Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Правительство Российской Федерации является важнейшим органом государственной власти. Структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного процветающего государства и для функционирования развитого гражданского общества.
Одной из основных функций Правительства является функция исполнения федеральный законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, под законность его решений, т.е. принятие их на основе и в исполнения Конституции, федеральных законов и указов Президента.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере деятельности Правительства Российской Федерации.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие состав и порядок формирования, компетенцию Правительства Российской Федерации.
Цель работы проявляется в исследовании состава и порядка формирования, компетенции Правительства Российской Федерации.
Исходя из указанной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
– рассмотреть Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти;
– исследовать структуру Правительства Российской Федерации;
– проанализировать компетенцию Правительства Российской Федерации;
– раскрыть порядок формирования и прекращения деятельности Правительства Российской Федерации.
Реализация поставленных задач достигается при помощи общенаучных (диалектический, анализ, синтез, моделирование) и частнонаучных методов. К последним относятся формально-юридический, а также сравнительно-правовой.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Т.А. Назаренко, В.В. Невинский, А.Р. Исрапилова, Д.И. Онопченко, Г.П. Синькевич, О.Е. Федоров, П.И. Седалищева, А.В. Панкова, В.В. Невинский и др.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ , Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» , Регламент Правительства Российской Федерации , иные нормативные правовые акты.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Общая характеристика Правительства Российской Федерации
1.1. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти
В главном правовом документе РФ – Конституции – закреплен основополагающий принцип четкого разделения власти. Каждая из ветвей автономна, самостоятельна и независима. Члены кабинета министров отчитываются по результатам деятельности перед Президентом РФ. Они также не имеют право участвовать в работе ведомств, относящихся к иной ветви власти.
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть и состоит из Председателя, заместителей и руководителей министерств. Задачей Правительства как коллегиального государственного органа является исполнение законов, оперативное решение государственных вопросов и участие в законотворческой деятельности. Действует строго в соответствии со статьями Конституции, руководствуясь принципами народовластия, верховенства закона, гласности, принципами поддержания прав и свобод, а также на основе федеративности .
Конституция относит Правительство РФ (наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации) к федеральным властным структурам и характеризует его в качестве субъекта исполнительной власти (ч.1 ст. 11 и ст. 110 – соответственно).
Уточняя данные конституционные предписания, федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации» определяет Правительство Российской Федерации как высший коллегиальный исполнительный орган государственной власти общей компетенции, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 1).
На основе указанных положений можно сформулировать следующие сущностные признаки Правительства РФ, позволяющие понять его юридическую природу и место в системе органов государственной власти современной России:
а) это федеральный орган государственной власти;
б) это субъект исполнительной власти;
в) это высший исполнительный орган государственной власти;
г) оно возглавляет единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации;
д) это государственный орган общей компетенции;
е) Правительство РФ – коллегиальный орган государственной власти.
К числу основных принципов деятельности Правительства Российской Федерации закон (ст. 3 ФКЗ № 2-ФФКЗ от 17.12.1997) относит: – верховенство федеральной Конституции и федеральных законов (как конституционных, так и обычных); народовластие; федерализм; разделение властей; ответственность; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Первый из названных принципов означает, что деятельность Правительства РФ является подзаконной и по своей сути состоит в реализации нормативных правовых актов, принятых законодательной властью. Кроме того, в рамках данного принципа оно наделено правом осуществлять контроль за соблюдением законодательных предписаний всеми иными органами исполнительными власти.
Принцип народовластия в деятельности Правительства РФ означает, что его властные полномочия являются производными от народного суверенитета, что всю свою деятельность Правительство должна строиться только на основе учёта действительных потребностей и интересов управляемого общества и т.д.
Федерализм как принцип функционирования Правительства РФ проявляется в том, что свои решения оно должно принимать, в том числе с учётом специфических мнений и интересов составных частей Российской Федерации – её субъектов. Кроме того, в контексте данного принципа федеральные и региональные органы исполнительной власти по взаимному соглашению могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (части 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ 1993 г.).
Разделение властей в деятельности Правительства РФ проявляется в том, что в соответствии с Конституцией РФ оно осуществляет функции, свойственные исполнительной власти, оказывая одновременно определённое сдерживающее воздействие на законодательные и судебные органы.
Гласность в деятельности Правительства проявляется в том, что свои заседания оно, как правило, проводит в открытом (для СМИ и иных заинтересованных лиц) режиме; решения, принятые на его заседаниях, публикуются в открытых источниках; различные аспекты деятельности Правительства освещаются на регулярно проводимых пресс-конференциях; оно ежегодно представляет Государственной Думе отчёт о результатах своей деятельности и т.д. Безусловно, названные меры осуществляются с учётом требований действующего законодательства о сохранении государственной тайны.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина является универсальным требованием к организации и функционированию всех властных структур демократического и правового государства, каковым наша страна провозгласила себя в своей Конституции (ст. 1). На практике это предполагает, что вся деятельность и любые решения государства в целом, а также его отдельных органов (в том числе и исполнительных) должны быть направлены на обеспечение всесторонней защищённости личности .
В ст. 1 ФКЗ не закреплено предписание о том, что Правительство РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти. Постоянство деятельности Правительства РФ, как отмечается в литературе, означает, что оно не имеет зафиксированных правовыми актами перерывов в своей работе, управление страной не допускает перерывов, и в этом смысле исполнительная
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. № 51. Ст. 5712.
3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. № 11. 15.03.2004. Ст. 945.
4. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 07.06.2004. № 23. Ст. 2313.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 1999.
6. Барашева Е.В., Талземе Л.И. Конституционно-правовая ответственность правительства Российской Федерации // Наука. Общество. Образование: материалы всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Е.В. Барашевой. 2018. С. 15-17.
7. Исрапилова А.Р. К вопросу о статусе Правительства Российской Федерации // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 22-24.
8. Кленкина О.В. Административно-правовой статус Правительства РФ // Социальные системы и право Сборник научных трудов. К.Б. Герасимов (отв. ред.). Самара, 2015. С. 69-76.
9. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Правительство Российской Федерации в системе законодательной деятельности (сравнительно-правовое исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 9. С. 18-22.
10. Назаренко Т.А. Взаимодействие Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации // Вестник Нижегородской правовой академии. 2018. № 15 (15). С. 36-37.
11. Невинский В.В. Конституционно-правовое регулирование полномочий Президента Российской Федерации в сфере формирования Правительства Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 3 (105). С. 41-49.
12. Невинский В.В. Конституционно-правовое регулирование полномочий Президента Российской Федерации в сфере формирования Правительства Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 3 (105). С. 41-49.
13. Онопченко Д.И., Синькевич Г.П. Правительство РФ: полномочия и роль в государственном управлении // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: региональный аспект Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей. 2018. С. 164-166.
14. Панкова А.В. Правительство в системе органов исполнительной власти Российской Федерации // Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ. тенденции, перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 204-206.
15. Седалищева П.И. Система и структура органов исполнительной власти РФ // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 316-319.
16. Соловьёва К.Е. Взаимодействие Президента и Правительства Российской Федерации // NovaUm.Ru. 2017. № 10. С. 288-290.
17. Сущенко П.В. Отставка Правительства Российской Федерации как форма конституционно-правовой ответственности и как форма парламентского контроля // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 5 (21). С. 866-870.
18. Федоров О.Е. Правовой статус Правительства Российской Федерации // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 771-776.
19. Фингергут А.Г. Правовой статус и полномочия Правительства РФ // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 61. С. 358-361.
20. Фридинский С.А. Конституционная ответственность Правительства Российской Федерации // Вестник науки и образования. 2018. Т. 2. № 7 (43). С. 61-64.